Печать

Мостовщиков В.Д. «Так ли страшны изменения в Избирательном кодексе, как их малюют…»

    В региональных отделениях политических партий, среди политиков, в администрациях муниципальных образований, в средствах массовой информации широко обсуждаются изменения, внесенные в Избирательный кодекс Свердловской области, согласно которым установлено обязательное разделение общеобластного списка кандидатов в депутаты Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области на общеобластную часть и территориальные группы кандидатов. При этом «расхожим» суждением отдельных участников дискуссии стали их высказывания о том, что этими изменениями введено образование территориальных избирательных округов, от которых якобы избираются депутаты Областной Думы, в связи с чем даже некоторые депутаты Областной Думы всерьез стали обсуждать вопрос о целесообразности существования Палаты Представителей, поскольку, по их мнению, надобность в Палате, депутаты которой представляют конкретные территории области, при избрании от территориальных округов депутатов Областной Думы, отпадает.

 

    Некоторые договорились даже до того, что внесенные изменения в Избирательный кодекс якобы противоречат федеральному законодательству и Уставу нашей области и лишают избирателя права иметь своего представителя в Областной Думе.

    Как относиться к такого рода мнениям или как оценить эти очевидно ошибочные суждения? Как незнание или непонимание положений Устава области и Избирательного кодекса области? Наверное, трудно с этим согласиться, особенно когда речь идет о депутатах Областной Думы, которые принимали изменения в Избирательный кодекс и, очевидно, должны были при этом их содержание сверять с положениями Устава или федеральных законов. Скорее это может быть допустимо со стороны тех лиц, кто еще не успел изучить эти изменения и разобраться в их существе, в связи с чем, с торопливостью, достойной иного применения, допускает ошибки при  оценке изменений в Кодексе.

    Некоторые оценивают вышеприведенные суждения как попытку ввести в заблуждение общественность. Но какой в таком случае может быть цель? Что даст введение общественности в заблуждение в таком случае? А может быть это стремление остаться «наслуху», непрерывно пребывать в информационном поле, в том числе и путем создания череды скандалов, связанных с проведением выборов депутатов Областной Думы.

    Наконец, может быть такие суждения связаны с неготовностью определенных политических сил к применению изменений в избирательном законодательстве на выборах в нашу Областную Думу, с неумением или нежеланием перестраивать свою работу, с попытками, в связи с этим, затормозить процесс реализации изменений, а, может быть, даже сорвать проведение выборов в единый день голосования, которым является 14 марта 2010 года?

    Но ведь наша область далеко не пионер в разработке и применении такого порядка избрания депутатов законодательного органа. Еще в 2007 году в Вологодской области были избраны депутаты законодательного органа с применением разделенного на территориальные группы списка кандидатов. С той поры еще около двадцати субъектов федерации с успехом применили такую систему. Нельзя забывать и о том, что два года назад по примерно такой же системе все мы участвовали в выборах депутатов Государственной Думы. Напомню, что тогда территория России была разделена на 165 частей и каждая партия, которая выдвигала список кандидатов в депутаты Государственной Думы, обязана была разбить его на региональные группы кандидатов числом не менее 80. Территория нашей области была разделена на 7 частей и партии выдвигали на каждой из частей территории области свои региональные группы кандидатов.

    Наверное, уместно напомнить, что, согласно федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы, депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты. При этом каждый избиратель на территории России имеет один голос, ставит отметку в тексте избирательного бюллетеня в квадрате, расположенном напротив наименования конкретной политической партии, за которую он голосует. И партии получают число депутатских мандатов, которое прямо зависит от числа голосов, полученных ее списком на территории всей страны. Очевидно, многие помнят, что голосовали мы по текстам избирательных бюллетеней, которые отличались между собой фамилиями кандидатов в депутаты, включенных в конкретные региональные группы кандидатов. Но все бюллетени были абсолютно одинаковыми и равнозначными по значению в части указания наименования всех политических партий, которые участвовали в тех выборах.

    То есть, федеральным законом установлена пропорциональная система выборов депутатов Государственной Думы с обязательным разделением федерального списка кандидатов на региональные группы кандидатов. И ни одна политическая партия, ни один политик, ни один гражданин не увидели в таком законодательном регулировании нарушение норм Конституции России, внутреннего противоречия самого федерального закона, не делали заявлений о том, что разделение федерального списка на региональные группы кандидатов лишает избирателя права иметь своего представителя в Государственной Думе.

   Многие и тогда понимали очевидные положительные моменты разделения федерального списка на региональные группы и, прежде всего, для избирателей. Н апомню, что до 2007 года в тексте бюллетеня по выборам депутатов Государственной Думы были данные только о первых трех кандидатах конкретной партии. В списке же по стране их были сотни, и простому избирателю нужно было приложить немало усилий, чтобы получить информацию о каждом кандидате из списка. Разделенные же на региональные группы списки дали возможность получить информацию, по сути, по всему списку. Причем многие партии в составе региональных групп выдвигали кандидатами тех лиц, кто был широко известен в конкретном субъекте федерации, имел авторитет и уважение у избирателей и мог принести партии дополнительное число их голосов.

    Наконец, практика тех выборов дала возможность партиям найти и включить в активную политическую жизнь много новых людей, которые стали депутатами Государственной Думы и ныне успешно проявляют себя как умелые законодатели федерального уровня.

    Примерно такая же схема введена ныне в Избирательный кодекс области. И она не противоречит положениям Устава области, в статье 34 которого записано: «Выборы депутатов Областной Думы осуществляются на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Свердловской области. Списки кандидатов в депутаты Областной Думы выдвигаются избирательными объединениями в соответствии с федеральным и областным законодательством.».

    Пропорциональная система выборов депутатов Областной Думы закреплена п. 2 статьи 6, а также положениями статей 89 и 90 Избирательного кодекса Свердловской области. Выдвижение списка кандидатов в депутаты в части прав избирательных объединений, сроков, порядка, состава списка определено положениями статей 43 – 47 Избирательного кодекса. Содержание и смысл названных статей заключается в том, что выдвижение списков кандидатов осуществляется по единому избирательному округу, который включает в себя всю территорию области, и каждый избиратель, где бы он не проживал, имеет один голос и отдает его за список конкретной политической партии, депутатские мандаты распределяются между теми партиями, за списки которых подано 7 и более  процентов голосов избирателей по всей области.

    Заинтересованному и непредвзятому читателю эта информация достаточна для того, чтобы сделать вывод о полном соответствии перечисленных статей Кодекса приведенным выше положениям устава области. В дополнение к отмеченному, хочу пояснить: по федеральному закону исключительным правом законодателя субъекта федерации, а им у нас является Законодательное Собрание Свердловской области, является установление порядка выдвижения кандидатов и списков кандидатов, порядка определения результатов выборов, в том числе порядка распределения депутатских мандатов на выборах депутатов Областной Думы.

    То есть, вводя изменения в Избирательный кодекс, по которым общеобластной список кандидатов в депутаты Областной Думы в обязательном порядке делится на общеобластную часть и территориальные группы кандидатов,  наш законодатель использовал свое законное право и не нарушил при этом ни положения федерального законодательства, ни нормы Устава области. Не нарушено при этом и право избирателя иметь своего законного представителя в Областной Думе. Ведь, согласно Конституции нашей страны и избирательных законов, граждане имеют право избирать своих представителей в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Реализуется это право, в частности, при участии граждан в голосовании. Очевидно, что право голосовать за тот или иной список кандидатов ни один из граждан РФ, обладающих активным избирательным правом на выборах депутатов Областной Думы, внесенными изменениями в Кодекс не лишен.

    Нас пытаются ввести в заблуждение суждением о том, что если ни одна из партий не выдвинет территориальную группу кандидатов на той части территории области, где проживает конкретный избиратель, то он лишается права иметь своего представителя в Областной Думе. Но ведь каждый из нас голосует не за территориальную группу кандидатов, не за кого - либо из кандидатов, а в целом за список кандидатов, выдвинутый конкретной партией. Голоса избирателей, поданные за список конкретной партии, складываются из числа голосов, поданных по всей территории области, и потом определяется, получил ли этот список по всей области 7 и более процентов голосов избирателей от числа тех, кто принял участие в голосовании. И только те партии, списки которых преодолели указанный «барьер», допускаются к распределению депутатских мандатов. При этом не учитываются голоса тех избирателей, которые проголосовали за иные списки кандидатов.

    Возникает вопрос: эти избиратели лишены ли права иметь своего представителя в Областной Думе? Такой же вопрос возникает при выборах по одно- или многомандатным округам. Как известно, признается избранным тот кандидат, который получил простое большинство голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами. А как быть с теми избирателями, которые голосовали за других кандидатов? При таком «раскладе» они разве лишаются права иметь своего представителя в соответствующем органе?

    Очевидно, что при любой системе выборов содержанием права избирать является закрепленная законом возможность принимать участие в избирательных действиях, в том числе в голосовании за кандидатов либо списки кандидатов. То есть право иметь своего представителя в том или ином органе власти или управления реализуется вышеизложенными вариантами поведения конкретного гражданина и никак иначе. И, конечно, успех или неуспех конкретного гражданина зависит от того, насколько волеизъявление конкретного избирателя будет поддержано волеизъявлением иных избирателей в целях избрания конкретного кандидата либо преодоления конкретным списком кандидатов установленного законом барьера, что позволяет получить определенное число депутатских мандатов.

    И в случае победы, и в случае поражения «нашего» кандидата либо «нашего» списка кандидатов любой избиратель, принявший участие в голосовании, считается реализовавшим свое право иметь законного представителя в органе власти.

    Наконец, нельзя забывать и положения Устава области, положения областного закона о статусе депутатов Областной Думы и депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания области, согласно которым депутат является законным представителем всех избирателей области в составе нашего законодательного органа.

    Не  выдерживает никакой критики и мнение о том, что изменения в Кодекс якобы обесценивают голос конкретного избирателя на 14 процентов. Еще раз обращаю внимание на то, что каждый из нас обладает одним голосом на выборах депутатов Областной Думы, мы можем его отдать один раз и за ту партию, которую выбираем. Голос избирателя, отданный им при голосовании на избирательном участке, образованном в Гаринском районе, равняется голосу другого избирателя, отданному им на избирательном участке, образованном в любом ином месте на территории области. Голос каждого имеет равную юридическую силу при определении результатов выборов депутатов Областной Думы в целом по области.

    Не в ладах с законом и авторы заявлений о том, что якобы нет регулирования всех вопросов, связанных с распределением депутатских мандатов по результатам выборов. Еще раз рассмотрим установленный Кодексом порядок распределения депутатских мандатов. На первом этапе распределения устанавливается перечень партий, за списки кандидатов которых подано семь и более процентов голосов избирателей. В соответствии с методикой, указанной в статье 90 Кодекса, определяется число депутатских мандатов, которые получает конкретная партия.

    На втором этапе идет распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов конкретной партии. Как это делается? Например, партия «М» получила пять депутатских мандатов. Ее список кандидатов был разделен на 9 территориальных групп. Как распределить полученные мандаты? В общеобластной части списка этой партии было два кандидата. В первую очередь депутатские мандаты передаются каждому из них. Остается три мандата. Далее, по итогам голосования, определяется число голосов, поданных за партию «М» на территории каждой из 14 частей территории нашей области, одновременно устанавливается доля этих голосов в процентах по отношению к голосам всех избирателей, принявших участие в голосовании на территории конкретной части. Например, на Серовской части территории области партия «М» получила 10 тысяч голосов избирателей, а всего на этой части территории приняло участие в голосовании 100 тысяч избирателей. Значит, доля партии «М» на Серовской части территории составила 10 процентов. В таком же порядке определяется доля партии «М» на других частях территории области, где есть ее территориальные группы. После этого территориальные группы кандидатов партии «М» выстраиваются в порядке убывания их долей. В соответствии с этим порядком депутатские мандаты передаются по одному первым трем территориальным группам кандидатов.

    Что делать, если кто-то из кандидатов, признанных избранным, отказался от депутатского мандата? В таком случае Избирательная комиссия области отменяет свое решение о признании этого кандидата избранным и принимает новое решение о признании избранным другого кандидата в соответствии с его очередностью в списке кандидатов. Областная комиссия при этом обязана руководствоваться порядком принятия такого решения, установленного в статье 90. При этом она учитывает место выбывшего кандидата в списке кандидатов. Если, например, он находился в общеобластной части и в ее составе есть кандидаты, не получившие мандат депутата, то мандат передается этому кандидату. В случае отсутствия в общеобластной части кандидатов, не получивших мандаты, мандат выбывшего кандидата передается кандидату из той территориальной группы, которая не получила депутатский мандат и находится на соответствующем месте в той «очереди», о которой речь шла выше.

    Если выбывает кандидат из состава территориальной группы, то его мандат передается очередному кандидату из этой же группы. А если в этой группе не осталось кандидатов, то мандат выбывшего кандидата передается следующей по «очереди» территориальной группе кандидатов. Аналогичный порядок установлен и статьей 96 Кодекса, которая регулирует порядок передачи вакантных депутатских мандатов, если кто-то из депутатов досрочно сложит свои полномочия. Кстати, о статье 96 Кодекса почему-то умалчивают авторы заявлений о том, что в Кодексе не все ситуации, связанные с распределением или замещением депутатских мандатов, урегулированы.

    Анализ всех положений Избирательного кодекса нашей области, а не отдельно взятых его норм (что допускают авторы приведенных выше суждений) позволяет сделать вывод о достаточно полном регулировании практически всех возможных правовых ситуаций, возникающих на стадии определения результатов выборов и распределения депутатских мандатов. Понятно, что до этой стадии всем участникам выборов надо еще дойти, проделав при этом огромную работу и по соблюдению норм закона, и по убеждению избирателей в необходимости принять участие в голосовании и отдать свой единственный и очень важный голос за список кандидатов от конкретной политической партии.